Книжки
Susanna
Домик
|
История вышивки
Вышивка -общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное
искусство. Это украшение, при помощи иголки и нитки, разнообразными узорами
и орнаментами всевозможных тканей и материалов, от самых грубых и плотных,
как, например, сукно, холст, кожа, береста, до тончайших материй, как
батист, газ, тюль и т.п.
Основным инструментом вышивки является иголка, которая, пока не стала
стальной и не дошла до современного усовершенствованного состояния, изготавливалась
из самых разнородных материалов: дерева, кости, колючек растений и животных,
костей рыб.
У многих восточных народов для вышивки широко используются когти, зубы
и мех животных, змеиная кожа. В Бразилии в вышивки вводят перья птиц.
Индейские женщины вместо ниток вышивают своими собственными волосами,
а также шерстью различных животных или вышивают на бересте разными травами,
окрашенными в самые яркие цвета.
В Азии искусство вышивки широко процветало задолго до того, как стало
известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания
Минерве и Афине-Палладе. У евреев вышивание имело религиозный характер.
В книге «Исхода» мы видим, что занавес, скрывающий Святую Святых, был
из льняной ткани, с вышитыми по нему ярко красными херувимами. Очень популярно
в те времена было вышивание золотыми нитками. В Греции и Риме эта страсть
иногда доходила до чудовищных размеров, и неоднократно принимались попытки
запретить или несколько сократить безумную роскошь.
При византийских царях искусство вышивания достигло высокой степени совершенства,
как по богатству, так и по технике исполнения. Были впервые введены в
вышивку серебряные нитки. Роскошь халифов в этом отношении доходила до
баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и седла, но и сапоги,
и ножны сабель были богато покрыты вышивкой.
В эпоху Возрождения, при великолепии двора Лоренцо Медичи был дан толчок
развитию всех искусств и вышивание наравне с другими достигло совершенства.
Лучшие художники делали рисунки для вышивки.
В России наиболее популярным было вышивание по полотну, а также выдергивание
ниток-мережка.
Самый старинный шов в русских вышивках - «крест». Он выполняется преимущественно
на полотенцах, рубашках, передниках, простынях и т. п. по полотну, в основном
красными хлопчатобумажными нитками, иногда в соединении с синими и черными.
То, что русские вышивки восточного происхождения, ясно доказывают узоры
с чисто персидскими, а иногда индийскими рисунками. Видимо византийский
стиль ранних русских работ заимствован вследствие близких отношений Руси
и Византийской империи, но так как и Византия заимствовала свои образцы
с Востока, то можно сказать, что ранняя русская вышивка преимущественно
персидского происхождения.
Наши царицы и боярыни, заключенные в терема, выполняли самые причудливые
и богатые вышивки шелком и золотом, бисером и жемчугом, особенно стараясь
украсить кокошники и сарафаны.
Из книги "Вышивка", авторы В.В.Выгонов, Э.М. Галямова
|
|